1924 километра
Мастер-класс Алексея Шахматова
В Казахстанской Медиа Академии
Алматы, февраль, 2017
Гульбахор Хасанова:
- Благодаря красивому лицу, а не только красивому словцу, благодаря реальным делам и помощи, которые его проекты оказывают людям, Алексей Шахматов снискал уважение и любовь телезрителей. Мало проблему увидеть, надо уметь о ней сказать, чтобы неравнодушных стало как можно больше, чтобы влиятельные, начали считаться с твоим мнением, с твоей программой и обращать внимание не те вопросы, которые эта программа поднимает. У нас в гостях – ведущий телеканала КТК Алексей Шахматов.
Алексей Шахматов:
- Спасибо, Гульбахор. Вы знаете, 1924 километра - это, конечно, не совсем корректная цифра, потому что мой километраж к успеху был несколько больше. Но я начну с самых истоков, чтобы вы понимали. Родился я в семье далекой от телевидения, в российской федерации, в посёлке городского типа Белорецк, это республика Башкортостан. Мама моя работала в детском саду и продолжает работать до сих пор. Папа был строителем, поэтому о каком-то телевидении мне вообще было сложно мечтать, потому что это обычная советская рабочая семья. Жили мы очень бедно, мое взросление пришлось на достаточно тяжелый период в стране – развал союза. Я помню, как мы кутались в несколько одеял, потому что не было отопления, как мы делали с братом уроки при свечах, потому что не было света. Это достаточно тяжело, но, тем не менее, это закаляло, видимо, каким-то образом характер. Итак, посёлок городского типа Белорецк, восьмимесячным меня родители перевозят в Казахстан. И сами переезжают сюда, для того, чтобы было что поесть, потому что там ситуация была достаточно сложная. В Казахстане было получше, поэтому семья принимает решение переехать в город Кустанай. Вот отсюда всё и начинается.
Во-первых, рисковать и не бояться ошибок, смелые женщины действуют, а не отсиживаются в углу в ожидании чуда. Они анализируют, зная, что ошибки – это огромный бесценный опыт, который направит их на верный и правильный путь. Успешные женщины, как правило, независимые, имеют свое собственное мнение, и принимают самостоятельно все решения, но при этом умеют слушать и главное слышать чужое мнение. И поверьте, фортуна вам благоволит, если вы смелая и ответственная. Во-вторых, успешная женщина никогда не оглядывается назад и не тянет за собой прошлое. Если дело не удалось, не нужно опускать руки, отчаиваться и терзать себя, правильнее будет оставить мертвое и отправиться на поиски новых возможностей. И, в-третьих, постоянно самосовершенствоваться. Успешная женщина никогда не останавливается на своем развитии, и должна всегда расти профессионально и духовно. Нет личностного роста – нет закрепления успеха.
Мое первое публичное выступление случилось во втором классе школы. Тогда учительница вызвала меня пересказывать материал по географии. Я вышел к доске и оказался в ступоре, я не смог вымолвить ни слова. Я разрыдался прямо у доски. Сел на свое место, и это было мое первое публичное выступление.
О каком телевидении можно было мечтать, казалось бы. Семья простая, сказать ничего не могу, косноязычен, очень стесняюсь публики, аудитории и, вообще, все как-то не складывалось. Но именно эти моменты сделали меня, кем я на сегодняшний день являюсь. По сути, кем я являюсь? Особо никем, просто известным телеведущим, не знаю, почему я им стал. Но вернее я знаю, но скорее это доля случая в моей судьбе, нежели какая-то предопределенность.
Потому что дальше я попадаю на телевизионную станцию в Кустанае, где снимается детская телепередача, попал туда я совершенно случайно. Как-то с классом, нас всех туда «загнали». И тут я увидел эту атмосферу: софиты, камеры, тетка-режиссерша бегает, злая, на всех кричит. А мне показалось какая-то такая удивительная атмосфера! И наверно, до сих пор, дети смотрят на телевизионную картинку и представляют, что это какая-то невероятная красота, такие иллюзии у ребят возникают, и у меня тоже они возникли. Тем более, я увидел несколько изнаночную сторону телевидения. И с этого момента, это где-то класс шестой я загорелся идеей, я понял, что мне нравится, вот это вот мое, и я не смогу без этого существовать.
И я, будучи скромным, как вы уже поняли, робким таким ботаником, я учился хорошо, практически у меня была одна четверка по алгебре, остальные пятерки, я очень робким голосом позвонил на телевидение. Та передача представляла из себя детскую игру, и ведущая была девочка, в общем, тоже не взрослая, практически ребенок, приблизительно моего возраста. Звоню на телевизионный канал, где все это происходило и прошу пригласить к трубке руководителя программы, я так сказал: «пригласите того, кто отвечает за эту передачу». Трубку взяла женщина со строгим голосом, а я сказал: «я готов вести вашу передачу», у меня очень дрожал голос, тряслись коленки. Она мне говорит: « Что?! А ты сможешь, вести передачу, а ты что, можешь лучше?» Я был не настолько наглым чтобы сказать: «безусловно я смогу лучше», и поэтому сказал, что смогу также. А она мне в ответ и это было логично:«А так же нам не надо». Но, тем не менее, она меня пригласила. Она на меня посмотрела, я тогда был мальчик очень худой, ни как сейчас. Маленький. Она меня сплавила в областной «Дом детей и юношества», где был кружок юных корреспондентов. Сейчас у меня подрастает племянник, и он тоже хочет на телевидение, я говорю: «Ты поищи кружок юных корреспондентов», а оказывается, нет таких. Жалко. Есть только в Алматы без филиалов где-либо еще. Там мы снимали свои детские новости, их показывали по местному телевидению. И я начал работать как телевизионный ведущий.
Конечно же, эта атмосфера мне очень нравилась, и я прекрасно отдавал себе отчет, что я всю свою жизнь буду работать на телевидении. Потому что другого я себе не мыслил. И вдруг мне поступает предложение от директора телекомпании, где выходила эта детская передача. Я на тот момент был уже подростком, мне было лет пятнадцать. Вот, дескать, мы открываем радиостанцию, не хочешь попытать свои силы, быть может, что-то получится. Ну конечно я согласился. Тем более там была зарплата, я до сих пор помню, шесть тысяч тенге в месяц платили ведущему музыкального эфира. Я согласился и начал работать на радио. И вам очень советую, прежде чем работать на телевидении, отточить свое мастерство на радио. Потому что это невероятнейшая школа, ты говоришь в микрофон, сидишь в наушниках, ты прекрасно осознаешь, что у тебя за голос, как его поправить, что с ним сделать.
Правда, Гульбахор? Ведь это совсем другая история, нежели телевидение? И я начал свою карьеру на радио. И естественно, мое желание было после окончания школы, а я уже работаю на радио, продолжаю вести передачу для подростков на телевидении в Кустанае, куда пойти учится - на журфак. Это же и ежу понятно. Я подаю документы на факультет журналистики Кустанайского Государственного Университета. Там было два этапа. Первый этап - написание сочинения. Я блестяще прохожу, я первый на потоке, у меня десять из десяти. И второй этап - это такой тест, биология, ну что еще сдают журналисты, литература, русский язык, с этим у меня никогда не было проблем. Я абсолютно был уверен, что я пройду. Я прихожу к университету посмотреть результаты этого экзамена, а у меня три балла. То есть из тридцати вопросов, три правильно отвеченных. Это был серьезный удар, я прорыдал несколько дней, такого я не мог себе представить. У меня просто всё - закончилась жизнь, после того, как я увидел эти результаты!
Эта история будет иметь продолжение уже здесь в Алма-Ате, и я узнаю, что меня завалили специально. И расскажет мне об этом декан Кустанайского Государственного Университета, когда пригласит меня уже звезду, читать своим студентам в КИМЭП, но мы еще к этому вернемся. Тогда мне казалось, что мир просто не существует. Школа, я отличник, и я не поступаю, звезда местного разлива, успешный. Я не поступаю на факультет журналистики, не получаю профильную профессию.
Ну что остается делать, я год работаю на радио, продолжаю. И поступаю на факультет психологии Современной Гуманитарной Академии города Москвы на заочное отделение, потому что я не хотел бросать свое любимое детище – свою работу на радио и телевидении. Начинаю заниматься психологией. Гульбахор знает, что это такое. Потому что это наука всецело засасывает человека. Но я решил выбрать этот факультет, потому что я думаю, я такой робкий, закомплексованный, я решу свои проблемы, и это поможет в моей работе. И действительно, так и случилось. Это некое предопределение, которое нельзя было предугадать. Это случай. Я ухожу в психологию, я начинаю решать свои собственные проблемы и, прежде всего, я пошел туда именно для этого и чтобы получить диплом о высшем образовании. Я начинаю заниматься трансперсональной психотерапией, я посещаю декадники, я езжу по всей стране, и за границу, где лекции читают очень крутые мастера по психотерапии. Я там накапливаю какие–то сертификаты, часы как это положено. Но, конечно же, занимаюсь параллельно своей основной деятельностью – телевидением. И факультет психологии в итоге дал мне возможность больше раскрыться в профессии, потому что на сегодняшний день я веду программу, где без психологии вообще невозможно.
Ко мне приходят разные люди, и зачастую на площадке приходится «раскусывать» тех людей, которые пришли с определенной целью, и на самом деле у них совершенно другая история. Может быть в этом причина какого-то успеха, хотя я не знаю, чем этот успех измерить, вот Гульбахор меня пригласила, даже не знаю почему. То, что я веду три программы, это ничего не значит на самом деле. Просто больше некому, видите, в чем дело.
После того, как меня не приняли на журфак, я везде заявляю публично: «ребята, не ходите на журфак». Во-первых, это моя месть, я мщу, это я правду говорю, и во-вторых я вижу, что за студенты приходят после окончания университетов факультета журналистики. Они не умеют писать, они не понимают, что такое телевидение. Ну их там не учат профессии, к сожалению, и как хорошо, что появились такие курсы, хотя и к ним у меня скептическое отношение. Вообще, кто работает на телевидении, по пальцам можно пересчитать тех, кто окончил факультет журналистики. Поэтому возвращаюсь к той истории, почему меня не приняли.
Я уже работаю в Алма-Ате, более-менее звезда и тут мне звонит Гульнар Асанбаева, она как раз была деканом факультета журналистики и говорит: «Алексей, я теперь работаю в КИМЭПе здесь в Алма-Ате, мы хотим пригласить прочитать лекцию студентам». Я думаю: «Ладно, схожу и сам про себя думаю, ага, сама пришла, а тогда помнишь…» . И при студентах эта моя месть, я вообще человек жестокий. Я студентам говорю, что вот этот человек, который сидит по правую руку от меня, декан, она в свое время не приняла меня на факультет журналистики, о чем, скорее всего, жалеет. Она взяла микрофон и начала историю о том, что им пришлось «завалить»: «Дорогой наш Алексей, на тот момент ты уже работал», а тогда только появились коммерческие группы, и они надеялись, что телекомпания, где я работаю, будет платить за своего студента. Они надеялись поиметь денег, набрав, какое-то количество студентов в коммерческую группу. А мне сказали: «нет, мы ничего платить не будем». Таким образом, меня завалили. С тех пор началась моя такая месть всем журфакам страны и вот это признание - это какое-то успокоение для меня, это был большой удар и всю свою жизнь, это расстановки по Хеллингеру, это надо пережить, это меня тревожило.
Итог всего этого: неважно какой университет вы закончите, неважно, кем вы станете, но если вы не можете представить себя без телевидения то, вам все удастся! И никакой руководитель канала не потребует от вас диплома, если вы продемонстрируете свой талант, умение писать текст, подход к работе.
Денно и нощно мы работали на радио, потом я бежал на телевидение, там мы писали какие-то тексты. Все это было ужасно, отвратительно и непрофессионально, но только так сложится карьера на телевидении.
А что касается Алма-Аты, того, как я сюда попал. Я работал себе и никого не трогал на радиостанции «Алау» в городе Кустанае. Моя коллега Ирина Буреева, возможно, вы ее тоже знаете, она какое-то время работала в Алма-Ате, сейчас она работает в Москве, так вот она решила, так как мужа ее переводят в Алма-Ату, разослать своё резюме и демо-диски со своим голосом. Ее пригласили на «Радио NS», в то время как ее диск попадает к программному директору радио «Европа плюс», а на этом диске мы с ней вдвоем ведем радиопрограммы. И директор «Европа плюс» Лилия Шадрина говорит: «А что это за мальчик, там, рядом с Ириной Буреевой?». Ну, есть такой мальчик Шахматов Алексей. В Кустанае живет. Мне звонят из Алма-Аты, программный директор Лилия Шадрина: « Алексей, я услышала ваш диск, приезжайте». Это был для меня шок, потому что в девятнадцать лет, я никуда не собирался из-под маменькиного крыла уезжать, но я поехал, потому что я человек амбициозный, слегка.
Я приехал в Алма-Ату и меня сразу приняли на работу. И вот так вот 1924 километра. Это было на самолете. Покупал эти журналы модные. И пришел с этим журналом «GQ» продемонстрировать, мол, я хоть мальчик и с периферии, но с модным журналом. Но ни на кого этот журнал не произвел впечатления здесь в Алма-Ате. Я прилетел на самолете, буквально на три часа. Меня прослушали, мне предложили условия, и я улетел назад. Вот видите, такой случай. Потом я поступил в Медиа Академию, но не в твою, да, Гульбахор. Была еще другая медиа академия. Она была открыта на основе трех каналов «НТК, «КТК, «1КАНАЛ Евразия». Я увидел объявление бегущей строкой о наборе слушателей и пришел туда учиться. Каналам необходимы были лица, и директоры телекомпаний приходили и всех отсматривали. Меня сразу «забил» телеканал «КТК». Так я попал сначала на новости, потом появился проект «Другая правда», после проект «Наша правда». Это вообще не я придумал «Другая правда», «Наша правда». Люди путают: «Это же, «Ваша правда?». Так решил директор Шураев, что если Шахматов, то со словом «Правда». Он сейчас ушел, потому что могла быть еще какая-нибудь правда...
Студент:
- Как Вы женились,
Алексей Шахматов:
- Как я женился. Вообще я жениться не собирался. Я человек ленивый. Но как-то думаю, возраст, 25 лет, одиноко. Приходить в съемную квартиру, и потом провожать, не хочу. Не хочу ходить на свидание. И поэтому из тех, кто со мной работал, выбрал более–менее приличную женщину. В итоге это оказалось моей судьбой. Но я не кого-то выбрал, а главного бухгалтера, между прочим! Я начал за ней ухаживать, дарить диски. Она смотрела на меня, мальчик, диски дарит. Мы начали с ней дружить, общаться, и так у нас появилась семья. А все из-за моей лени, так сложилось. Теперь у нас двое детей – две дочери. Именно на женитьбу пришелся мой карьерный расцвет, о чем Светлана всегда напоминает: «Это благодаря мне, детка, у тебя все в порядке!». И она права.
Студент:
- В детстве Вы мечтали быть водителем автобуса, может плюнуть на популярность и эфиры и исполнить свою мечту? Возможно, это провокационный вопрос…
Алексей Шахматов:
- Это не провокация, это хамство (смеётся), хотя, невозможно всем нравится. В инстаграмм я не «накручиваю» себе подписчиков, как это делают многие звезды. Мне говорят, что у Баян Есентаевой два миллиона подписчиков, а другие говорят: «Да, расслабься, миллиончик-то «подкручивают». У меня очень лояльная аудитория в инстаграмм, а всех хамов я удаляю. Я живу в иллюзии, что меня все любят. Водителем автобуса я уже не хочу быть, потому что в Алматы это невозможно. Это ужасно. В Костанае спокойные водители автобусов, никого не обгоняют, а здесь, это что-то, трындец. Почему я хотел быть водителем, и это действительно так. Я не просто хотел быть водителем, мне нравилось объявлять остановки. Это фактически та же профессия, чем я и занимаюсь. Конечно, слава не вечна и мне когда-то придется уйти, я отдаю себе в этом отчет. Я уже готовлюсь, чтобы уйти и освободить вам место.
Студент:
- Вы прошли тернистый путь с юного возраста,
Алексей Шахматов:
- Но вообще много примеров журналистов, когда начинают поздно, но это индивидуально. А как говорит Баян Есентаева: «Слушайте, я не просила брать с меня пример», у каждого индивидуально. И у вас сложится. Боженька даст и у вас сложится.
Студент:
- Вас приглашали на китайское телевидение, какова причина отказа, патриотизм, оклад или спецслужбы, которые могли заподозрить в Вас тайного агента?
Алексей Шахматов:
- Конечно, мне предложили тысячу долларов… Ну, какое китайское телевидение, если можно в Алматы припеваючи жить. Действительно, меня приглашал телеканал «CC TV», когда они открывали русскоязычное отделение, я вообще не знаю, каким образом они на меня вышли, наверно, надо было поехать, сейчас был бы как Димаш Кудайбергенов, может и покруче, но не сложилось и ладно.
Студентка:
- Как-то Вы говорили, что не любите готовить, но часто моете дома посуду, Вы «подкаблучник»?
- Да, я «подкаблучник». Но посуду я мою, потому что мне нравится. А так, если я отправляюсь в магазин, то я не знаю - что купить и сколько. Мне нужен список, куда съездить, я сам не приучен, не умею ничего. Гвоздь я не умею забить, к сожалению.
Студент:
- Как-то Вы сказали о том, что на казахстанском эфире в связи с малым бюджетом студии не такие большие и костюмы не такие дорогие, то есть сейчас Вас не устраивает цена Вашего костюма?
Алексей Шахматов:
- Вообще цена моих костюмов меня очень не устраивает, потому что, как правило, они турецкие, не от «Brioni». Но когда я переодеваюсь в гражданскую одежду, я люблю, конечно же, вот эти саксы – максы. Но так складывается, бюджеты по-прежнему на телевидении малы это факт. Если девять миллионов долларов уходит на производство у компании «НТВ» то, у нас это сущие копейки, все проекты, которые я веду они крайне дешевые. Потому что у нас работает один редактор над одной программой, над одним ток шоу, это немыслимо. В Москве, например, над нами смеются. Потому что надо собрать гостей, экспертов, нужно поговорить, опросить всех героев программы, нужно выехать на съемку, все это делает один человек. Это смешно. У нас телевидение очень дешевое. Государственные каналы сейчас хорошо живут, у них дотации, а вот коммерческим, конечно, сложно.
Студентка:
- Какие психологические навыки Вы используете в повседневной жизни?
Алексей Шахматов:
- Первое, что приходит на ум это «отзеркаливание». То есть, если говорить о работе, я сажусь перед гостем в точно такую же позу, как и гость, «зеркалю» его. И начинается доверие, это самое элементарное. А потом я же не сижу, задумавшись над тем, какой применить сейчас навык. Такого не бывает специально.
Студентка:
- У Вас своеобразный стиль, Вы сами его разрабатываете?
Алексей Шахматов:
- А какой у меня стиль? Мне думается, банальный, костюм и всё. У меня есть стилист, который подбирает мне костюмы, этим, действительно, занимается отдельный человек. Костюмы все принадлежат каналу, они там и находятся. Когда я прихожу на эфир, мне уже приготовлен подобранный look, я одеваюсь и выхожу на площадку, уже готовый. Слава Богу, я этим не занимаюсь, а так бы напялил на себя что-нибудь. Стилист занимается моим образом, например, вчера он мне сказал, что, по его мнению, длина бороду чересчур и так нельзя, в этом смысле он меня корректирует.
Студент:
- Мы очень рады, что Вы сегодня нашли для нас время, я знаю, что Вы ведущий, продюсер на канале «КТК», еще и работаете на радио «Ретро FM», это правда?
Алексей Шахматов:
- Да я программный директор на радио «Ретро FM»,
Студент:
- Расскажите, пожалуйста, о рейтинге телеканала
Алексей Шахматов:
- В этом ничего секретного нет, каждый день мне присылают цифры, единственная компания, занимающаяся этим, компания «ТНС ГЭЛЛОП МЕДИА АЗИЯ». У нас большие сомнения по поводу качества исследования этой компании, потому что они монополисты, зачастую рейтинги ничем не объясняются, т.е. взлет или падение той или иной программы, они просто считают. Есть такой прибор, который называется пиплметр (англ. people meter). Эти приборы раздаются определенным людям, и происходит замер, какой канал сейчас смотрят.
И так, тройка лидеров: первое место – «1КАНАЛ Евразия», с ним бороться достаточно сложно. Я говорю, как профессионал. Кстати, в последнее время они исправились, у них изменились новости, как профессионалы. Мы естественно, отслеживаем конкурентов. И то, что они творили последние годы, это нельзя назвать ни профессионализмом, ни журналистикой, это была какая-то самодеятельность, несмотря на все это, рейтинги «1 КАНАЛА Евразия» зашкаливали. И это можно объяснить, потому что «1 КАНАЛ» - это бренд, его не надо раскручивать, даже если там есть приставка – «Евразия». И его, конечно же, смотрят. Единственное, что мне нравится это «Голос» и «Х-фактор», я очень люблю эти программы. Что касается информационного вещания, так нельзя работать, это очевидная лажа и, тем не менее, «Евразия» - это номер один. Далее идут «КТК» и «31 канал».
Студент:
- А что можете сказать о радио «Ретро FM»?
Алексей Шахматов:
- Радио «Ретро FM» является первым конкурентом «Русского радио». Мы периодически меняемся в рейтинге то, «Русское радио» выходит на первые позиции то, «Ретро FM» по Казахстану. Что касается Алматы, здесь немного другая картина, как правило, «Русское радио» и «Авто радио» на первых позициях. «Ретро FM» переменчивая ситуация: то третье место то, второе то, первое. Вот эта «тройка».
Студентка:
- Скажите, в прямом эфире бывали форс-мажорные обстоятельства или случались казусы, может Вы забывали фамилию?
Алексей Шахматов:
- Форс мажор происходит постоянно, а забыть невозможно, т.к. у тебя перед глазами суфлер с текстом. Раньше ничего подобного не было, это большая помощь для ведущих. До этого я тексты заучивал. Телевизионный суфлер это особая система: стоит зеркало, внизу экран, по экрану «бежит» текст, в зеркале отражается, а сквозь зеркало прозрачное с другой стороны смотрит объектив видеокамеры. Поэтому ощущение того, что ты смотришь в объектив видеокамеры, и читаешь этот текст. Конечно, бывает, что суфлер зависает, потому что за суфлером сидит «суфлерщица». Как правило, на эту должность берут соответствующего человека, эта должность стоит всего-то три копейки. Бывает технический брак.
Сейчас начались прямые включения по скайпу в новостях, и я все время в напряжении, потому что может все отключится в любой момент. У меня в голове всегда есть заготовка того, о чем я буду говорить, в случае, если пропадет картинка, если пропадет звук. К этому нужно быть готовым. Многие ведущие не готовы и это видно на экране, а некоторые ведущие читают суфлер с таким испугом в глазах, как будто над ними кто-то стоит. Читать с суфлера нужно уметь, как ни странно это звучит. Чтобы не было ощущения, что ты читаешь, чтобы не было ощущения, что ты не понимаешь, о чем читаешь, это видно.
Вообще, телевизионная камера, как только вы снимите себя на камеру, проявится вся ваша суть. Вы дурак, это проявится, тупой, страшненькая – это сразу видно. Хоть что из себя воображайте, все проявится. Многие телевизионные ведущие в нашей стране, за рубежом не будем говорить, они нам не интересны. Вот наши, пытаются изобразить искренность, радость, счастье. Может все думают, что я пытаюсь что-то из себя изображать, потому если я раздражен героем, я не сдерживаюсь и раздражаюсь. Эмоции должны быть искренними. Поэтому я Алексей Шахматов.
Студентка:
- Если бы являлись членом жюри и отбирали телевизионных ведущих, по каким бы критериям Вы бы это делали,
Алексей Шахматов:
- Я, наверно, обратил внимание на речь. Например, обратите внимание на такой персонаж - Люся Яркова, она работает в моей «Другой правде», она абсолютно не телевизионный человек, она не умеет писать тексты, ее не интересуют рамки, которые существуют. Но, тем не менее то, что она делает - это смотрится. И мы это видим по цифрам, по рейтингам, как она это делает тоже важно. Если она не умеет писать тексты, но великолепна в кадре, все ее эмоции, то, как она реагирует на те, или иные ситуации, все вкупе это важно. Поэтому назвать один критерий я не могу. Хорошая дикция – мы берем или наоборот, нет, мы возьмем тебя, если ты какая-то крутая, в широком смысле слова.
Студентка:
- Я знаю, что зимой Вы ездили в Литву, с чем связан такой интересный выбор, ведь зимой люди едут, отдохнут в Дубаи или еще куда-нибудь?
Алексей Шахматов:
- Как любопытно, что Вы обратили на это внимание. Потому что я литовец. Я хотел попасть на свою историческую родину. Я литовец по материнской линии. Я совершенно циничный человек, но это профессия накладывает отпечаток. Я выхожу из самолета, я в Вильнюсе выхожу, и у меня слезы на глазах. Этот воздух. Ген какой-то откликнулся. Это была удивительная поездка. Я полюбил Вильнюс, и вся наша семья тоже. Мои дети на четвертинку литовцы, и нам всем очень понравилось. Поезжайте в Литву, совет, я остался очень доволен.
Студент:
- В программе «Наша правда» сюжетная линия более скандальная, у Вас нет соведущего, Вы боитесь конкуренции,
Алексей Шахматов:
- А зачем мне соведущий. Сказать, да, я боюсь конкуренции, я не могу. И формат не предусматривает соведущего в данной телепередаче. Например, есть программа с Андреем Малаховым, и он там один, вряд ли он боится конкуренции. В других программах на российских каналах у ведущих есть соведущие, как у Леонида Закошанского на «НТВ», и Бориса Корчевникова на ТРК «Россия», но они и в подметки не годятся Малахову, я это прекрасно понимаю. И я тоже в череде этих негодящихся в подметки, а вот на уровне Казахстана я сгожусь. Я не боюсь конкуренции. А с кем конкурировать. Да, вот так сложилось ну что поделать.
Студентка:
- Я знаю, что на телевидении ажиотаж вокруг поддержания диет, а каковы Ваши успехи в этом, существует какой-то стандарт для телеведущего?
Алексей Шахматов:
- О, такой личный вопрос. Да, действительно такое есть и не только на телевидении, но и в жизни. Я не знаю, на сколько я похудел, у меня давно закончилась батарейка в весах. Я не расстраиваю себя. Я не сидел на диете, для меня это страшное мучение, ходить в спортзал. Я хожу, только для того, чтобы прилично выглядеть на экране. Потому что когда ряха не помещается в камеру, нужно уходить. Поэтому я хожу в спортзал из-под палки. Я так люблю поесть, я люблю сладкое, и все для меня это мучительно больно. Это главное мучение в работе телеведущего, я Вам скажу, потому что не съесть лишнего - тяжело. Вот я выпил кофе с сахарозаменителем, это отвратительно. Но я вынужден это делать. Говоря о стандарте, ты просто должен прилично выглядеть, это неотъемлемая часть нашего имиджа, и это надо делать, к сожалению. Я заказываю боксы - это очень удобно. Тем более я весь день нахожусь на работе с восьми утра до десяти вечера, я ем эти омерзительные блюда – не соленные и не вкусные.
Студент:
- Делаете ли Вы специальные речевые упражнения?
Алексей Шахматов:
- Ничего я не делаю, все это придет с годами. Безусловно, кто начинает - это необходимо делать, потому что вы попадаете в такую конкурентную среду, где вам тут же надо проявиться. У меня не было никакой дикции. Я смотрю, у меня остались VHS кассеты, где я молодым парнем работал в подростковой программе, у меня нет вообще дикции. Я глотаю слоги, не проговариваю слова, это ужасно, но меня выпускали. А на радио, когда ты слышишь себя в наушниках, воспринимаешь совершенно иначе. Этот навык был наработан именно на радиостанции.
Студентка:
Как складывались отношения с одноклассниками, когда он узнали, что Вы стали телеведущим?
Алексей Шахматов:
- Дети, как правило, люди жестокие, поэтому никто не выражал восторга. Я был редкостный ботан, не ходил в лидерах класса, я не помню, как на меня реагировали. Я помню другую историю, когда уже стал более-менее известным телеведущим, я прилетел на очередной вечер встречи выпускников. Я пришел такой красивый в дорогом костюме, в своем личном, не турецком, который на канале. И после того, как все немного выпили, мне стали замечать: «Ну, чего ты пришел в таком костюме» и т.д., то есть довели меня до такой степени, что я просто ушел. Сейчас они пишут мне приятные вещи в инстаграмм, дескать, приезжай, но я сделал свои выводы относительно одноклассников. Вообще я человек нелюдимый, не принимаю ни одно приглашение на вечеринку, не выхожу из дома, я божена ведь с детьми. Поэтому я надеваю кепку, очки. Однажды, на рынок тоже приходится ходить, покупать свежие продукты. Рынок весь меня знает, потому что там определенная аудитория. Так вот, одна тетка мне говорит: «О, Шахматов, замаскировался». Поэтому меня узнают, в каком угодно виде и без грима, а я очень стесняюсь.
Студентка:
- То есть Вы не хотите лишнего внимания,
Алексей Шахматов:
- Не хочу лишнего внимания, оно меня тяготит. Я вот сейчас сижу, и такой отягощенный весь (смеётся).
Студентка:
- Когда Вы на экране, Вы задаете каверзные вопросы. Если Вам предложат детскую передачу, Вы соответственно, будете мягким, добрым и пушистым?
Алексей Шахматов:
- Это абсолютно другая история, это моя работа. Я в жизни не такой, я выполняю свою работу. Я четко знаю, что мне нужно сделать, чтобы получить рейтинг программы. Кто его знает по поводу детской программы, мне кажется это так скучно. Мне не предложат детскую программу, потому что у меня сложился некий образ, и вряд ли он устроит руководителей телеканала. Я жесткий, люди вообще со мной боятся разговаривать, думая, что я сердитый дяденька. На самом деле я не такой. Я просто выполняю свою работу.
И вам это тоже нужно, просто выполняйте свою работу качественно. Потому что нас интересует только рейтинг, как бы цинично это не звучало. Гульбахор, начала меня представлять и говорить «скольким людям программа помогла», безусловно, мы помогаем, но это только лишь побочный эффект, у нас нет такой задачи. Когда люди нам звонят: «Ну, вы же помогаете», я вам скажу, редактор у меня нервный: «Мы никому, ничем не помогаем». Мы работаем на коммерческом телевидении, а сейчас любой государственный канал тоже становится коммерческим, поэтому наша задача заполучить рейтинг, всеми возможными в рамках закона путями.
Очень хорошо, что мы помогаем людям восстанавливать справедливость, но это не наша задача, это мы должны помнить. Вот история с бабой Надей, помните, у которой сгорел дом. Мы же помогли, дом ей возвели, акимат тут же отреагировал. Общественное мнение очень важно, и мы его формируем, и резонанс есть, и чиновники, и ответственные органы сразу начинают реагировать, как только начинаешь говорить о них по телевидению, но баба Надя, по большому счету - это крутая картинка, это харизматичный персонаж, это многосерийная история, поэтому мы ее эксплуатируем, как только возможно. Телевизионщики циники. Хорошо, что ей помогли, дом построили, а у нее сын алкаш там теперь. Тоже такая помощь сомнительная.
Студентка:
- Зачем нужна была Евгения Джонсон, какова ее роль?
Алексей Шахматов:
- Не знаю, понимают ли остальные о чем речь? Евгения Джонсон, это такая история, когда гламурную барышню засовывают в «гадюшник», а когда две гламурные барышни в гадюшнике это смешнее. Можете посмотреть мою программу, и поймете - о чем идет речь.
Студентка:
- Многие ведущие говорят, что не могут слушать свой голос, телеведущие – не могут смотреть свои передачи, или актрисы, которые говорят, что не смотрят фильмы со своим участием, а Вы как относитесь к этому?
Алексей Шахматов:
- Да что Вы, я наслаждаюсь, мне нравится свой голос, и себя очень люблю. Вы знаете, я смотрю на себя каким-то чужими глазами. Во-первых, нужно на себя смотреть, обязательно нужно себя слушать, но это какое-то кокетство то, о чем Вы говорите. Все они смотрят на себя, это они так просто говорят. Смотрят на себя естественно, потому что ты не сделаешь никаких работ над ошибками, если ты не будешь на себя смотреть, отработала и отвернулась, нет, конечно. Нужно на себя смотреть, нужно себя слушать. Я себе нравлюсь, но меня, иногда, так покажут, и поэтому я начинаю устраивать скандал, что, дескать, режиссер, зачем же ты так меня показал, какого черта. Я вечно на кого-то спихиваю, потому что я уверен, что я number one.
Я хочу сказать о том, что когда мы только заводили ток-шоу, какие-то моменты были -кому-то мы приплачивали, но мы поняли, что это абсолютно «дохлый» номер, потому что всё видно. Мы ничего не врем. К счастью, правду говорю.
Студент:
- Когда вы приглашаете людей или «звезд», платите им? Вы же их пиарите.
Алексей Шахматов:
- Нет, мы не платим ни тем, ни другим. У нас такой шоу-бизнес, я бы сказал недошоубиз. Наши «звезды» совершенно критически относятся к такому роду пиара, и поэтому они реагируют так «через губу» многие «звезды» воспринимают, «ну, что опять и что у вас за тема» (говорит, цокая языком, с некоторым прононсом) и зачастую не приходят. Но есть наши друзья, которые появляются периодически на программах. Я не думаю, что это такой сильный пиар, например, если мы покажем несколько раз Гульбахор Хасанову как эксперта, и её программу на «Русском радио» будут слушать в два раза больше, наверно, нет такой прямой корреляции,
Гульбахор Хасанова (с юмором):
- Тем не менее, я в основном на радио, а на экранах когда я стала появляться в «Нашей правде», соседи стали узнавать…
Алексей Шахматов:
- Но это единственный положительный эффект.
Студентка:
- Вы сказали, что наши программы все сворованные, потому что если делать свою программу то, ничего не получится, Вы не верите в наших профессионалов? Можно ли сделать вне новостей и вне скандалов программу?
Алексей Шахматов:
- Не верю, существует ли проект, который бы создали в Казахстане, был продан во все уголки света? Например, мы украли, потому что мы не покупали франшизу «Пусть говорят». Безусловно, можно сделать передачу неновостного формата, но не надо придумывать форматы. Можно взять уже готовый формат, и наложить на нашу действительность. Только так они и работают, показывает практика. Я двадцать лет работаю на телевидении и абсолютно уверен, все то, что более или менее успешно, вот сейчас «Голос», рвет рейтинги, а я стою на соседнем канале в это же время, а он отбирает у меня рейтинги. Я их ненавижу, но я их обожаю, потому что я смотрю и радуюсь. Нет более рейтингового проекта на сегодняшний день. Если вы коммерческий телевизионный канал, и на ваш канал клиенты дают рекламу то, конечно, вы будете ориентироваться только на цифры рейтингов. К сожалению, такова действительность.
Студент:
- Я бы хотел узнать пять принципов Алексея Шахматова, принципов работы на телевидении, и второй вопрос, Вы бы хотели бы покинуть свою зону комфорта и ненадолго, на год уйти с телевидения, потому что Вы как-то сказали, что Вам все надоело?
Алексей Шахматов:
- Я не говорил, что мне все надоело. Я говорил, что мне все уже понятно про эту жизнь, и родиться еще раз на планете Земля я бы не хотел, только в этой связи. Что касается принципов. Очень часто даю интервью, и постоянно задают вопросы: «Ваше жизненное кредо», я вообще, против формулировок. Я живу как чувствую и вам тоже советую. И будьте естественным – это единственный принцип, когда вы естественны и такой, какой вы есть - тогда будет успех, и ваша индивидуальность обязательно проявится. Потому что камера проявляет всё.
Студентка:
- Если к Вам подойдут с просьбой сфотографироваться вместе?
Алексей Шахматов:
- Конечно, я сфотографируюсь, нельзя людей обижать.
Студентка:
- На сегодняшний день Вы добились определенного успеха, у Вас за плечами пройденный этап, Вы остановитесь на том, чего Вы добились или у Вас есть планы, возможно, Вы захотите завоевать весь мир, можете поделиться на ближайшие десять лет?
Алексей Шахматов:
- Это сложный вопрос. На современном казахстанском телевидении я уже достиг всего, но мне уже некуда, вести двадцать пятую программу, сорок восьмую, мне это скучно. Я для себя решил, если я остаюсь в Казахстане, и все здесь продолжается то, мне интересен телевизионный менеджмент. Что я и начал делать, приняв должность программного директора, мне интересна эта закадровая работа, и продюсерская, тоже закадровая она мне тоже интересна пока. Поэтому я готовлю себя к тому, чтобы уйти с экрана,
Студент:
- А Вы хотели бы оставить после себя приемника на экране,
Алексей Шахматов:
- А зачем, я как-то над этим не думал, что мне этим гордится что ли.
Студентка:
- А может оставить дочерям?
Алексей Шахматов:
- Для своих дочек я буду делать все, но я не буду навязывать, чтобы они шли по моим стопам, это же глупо. Они сами, что-то выберут, а я им помогу. Сейчас они маленькие: Маше восемь лет, а Анне два года.
Студентка:
- Скажите, пожалуйста, на рынке видео-, телепродукции существует дефицит профессии, не хватка специалистов?
Алексей Шахматов:
- Если так разобраться, сейчас вакансий нет, все места заняты. Однако существует такой момент: всегда найдутся более талантливые, чем те, кто работает сейчас. Я думаю, любой грамотный продюсер, увидев хорошего журналиста, возьмет его на работу. К сожалению, Трудовое Законодательство таково, что очень сложно избавиться от неугодного человека, на это должны быть серьезные основания. Я думаю, если появиться какой-нибудь самородок его заметят. Допустим, хороших операторов всегда не хватает, другое дело, как попасть хорошему оператору на телевидение. И потом, зачем работать на телевидении за три копейки, если можно «левачить» за сто долларов, к примеру.
Это иллюзия, когда все думают, что на телевидении большие зарплаты, на самом деле, они не очень большие за редким исключением. Есть вице каналы, это совершенно другая история, работодатель индивидуально договаривается об оплате. Есть топ-менеджмент, там тоже история. Рядовые журналисты это тысяч двести, двести пятьдесят. А операторы - и того меньше.
Студентка:
- Как можно удивить Вас как программного директора, Вы же говорите: «незачем придумывать новые проекты», что сделать, чтобы заметили?
Алексей Шахматов:
- Я не знаю - как. Это Ваша задача! Но могу сказать. Мне достаточно трех секунд, чтобы прослушать Ваши демозаписи, и мне все ясно. Я просто слышу, это человек эфирный или не эфирный. Это на уровне энергетики, не только дикции. Это профессиональный слух. Да, мне должно понравиться, а критерии, может быть, приятный тембр, дикция, не банальности, которые бывают «несут». Поскольку у меня сейчас серьезный объем работы, я не занимаюсь поиском, когда я займусь, я найду.
Студент:
- Взятки берете?
Алексей Шахматов:
- Взятки, беру, правда, еще никто не предлагал (улыбается).
Студентка:
- У вас прибыльная работа сейчас. Вы хорошо зарабатываете, приходит человек и говорит, что он выплатит необходимую сумму, чтобы иметь право вести Вашу программу, Вы отдадите свою программу.
Алексей Шахматов:
- Это странно, ведь это не моя собственность, не моя продакшн компания, это в принципе невозможно. Гипотетически, да, я отдам, может быть, даже и без денег. (Смеётся). Ну, через годик.
Студент:
- Вы работаете на основании трудового договора или продюсерский контракт?
Алексей Шахматов:
- Да, у меня стандартный трудовой договор с АО «КТК».
Студент:
- Вас приглашали в качестве ведущего на свадьбы и т.п.?
Алексей Шахматов:
- Меня, действительно, несколько раз ангажировали для проведения всяческих юбилеев, но я изо всех сил открещиваюсь. Я очень не люблю, во-первых, я боюсь пьяных людей, я не умею с ними контактировать, мне всегда страшно с ними находится, я всегда отказываюсь, а свадьбы - я вообще не умею. У нас с женой не было пышной свадьбы, мы просто собрались с друзьями, выпили и разбежались. Это ж надо сидеть.
Гульбахор Хасанова:
- При всем грандиозном багаже историй, которые были в «Нашей правде», и в «Другой правде», есть ли случай, который особенно запомнился, запал в душу?
Алексей Шахматов:
- Ну, конечно, это самая успешная программа, где подрались две уйгурские семьи. Это был счастливый случай. Мы делаем ток-шоу в Казахстане, и мы прекрасно понимаем, какой народ нам выгоден, в смысле эмоциональности, уйгуры – это самые крутые участники ток-шоу. Потому что они эмоциональны, они кричат, им все равно до общественного мнения. Самое тяжелое и больше всего проблем с казахами, «уят» (каз. стыд) выносить это нельзя, проблемы семейные, да что вы, это невероятно сложно, казахи - неэмоциональные люди. Русские – да, особенно у которых большой опыт употребления спиртных напитков, это такие же уйгуры, только беленькие, но желательно, чтобы они были пьяненькие. А уйгуры - это круто, они молодцы, мы их любим.
Студентка:
- А перед эфиром Вы предлагаете, некоторым выпить?
Алексей Шахматов:
- Некоторым мы предлагаем. В особенных случаях, мы, действительно, наливаем водку или шампанское, когда мы понимаем, что герой ничем иным не раскрепоститься, это технология, бывает.
Гульбахор Хасанова:
- Существует ли другая сверхзадача, кроме рейтингов для ваших программ. Я видимо, заблуждалась, и думала, что все-таки помощь?
Алексей Шахматов:
- Коммерческое телевидение, ничем другим, к сожалению, больше не озабочено. Мы можем оправдывать низость своей профессии, понимаете, журналисты - это отвратительная профессия. Мы ковыряемся в грязном белье, выносим на публику то, что принято скрывать, то, что неприлично, и мы делаем на этом деньги. Это цинично, ужасно. Но зато у нас есть пунктик: слушайте, мы же Бабе Наде помогли, карма у нас улучшилась (с сарказмом). Еще кому-то дом построили, ага, полиция зашевелилась, ага, обратила внимание, и вот это все можно нанизывать на свою мерзкую профессию…
Студентка:
- Вы пользовались когда-нибудь своим положением?
Алексей Шахматов:
- Вы знаете, мне не приходиться делать это намеренно, куда бы я ни пришел, как правило, мне открывают, все хорошо, все быстро делается. Специально я ничего не делаю. Сегодня меня остановили гаишники.Я нарушил, оказывается, я съехал не туда, я открыл стекло, меня увидели, и тут же отпустили. Это очень приятно, такие бонусы, очень удобно.
Студентка:
- Скажите, когда появилось ощущение, что Вы находитесь на пике своей популярности?
Алексей Шахматов:
- Мне сложно это оценить, потому что никаких качественных исследований на этот счет нет в нашей стране. Я ощущаю только по количеству узнаваний меня в торговых центрах, на улице, по просьбам сфотографироваться, но это дилетантский подход. Знаете, я столько лет вел новости на «КТК» и программу «Другая правда», но меня в жизни не узнавали так часто, как после выхода ток шоу «Наша правда», еще больше свалилось популярности. С чем это связано мне сложно сказать, я могу определить только таким эмпирическим путем, когда за спиной шепчутся и говорят: «Шахматов пошел», я же всё слышу.
Студент:
- У Вас был пример для подражания?
Алексей Шахматов:
- Вообще я всегда всем подражал, насколько я помню. И вам всем тоже очень советую! Например, свою речь, я вырабатывал под голос диктора, который озвучивал документальный фильм «Криминальная Россия». Если вы помните, был такой фильм на «НТВ», мне казалось потрясающая начитка. И сейчас я делаю, практически, тоже самое начитывая закадровый текст для программы «Другая правда». Уже того мужчину с «Криминальной России» никто не помнит, зато появился Шахматов. Конечно же, когда мы начинали ток шоу «Наша правда» самым главным примером для мен был Андрей Малахов. И я считаю его самым крутым журналистом на сегодняшний день, помимо Познера, Парфенова. Его трудно «переплюнуть», поэтому не стыдно брать с такого человека пример. Я с ним не знаком лично, мечтаю познакомиться.
Студентка:
- Я Вас ближайшие десять лет вижу на российских каналах, есть такая вероятность.
Алексей Шахматов:
- Если на меня в свое время вышло китайское телевидение то, я думаю… Они смотрят наши каналы, нам регулярно звонят редакторы, но с «Пусть говорят» ни разу не звонили, зато звонят с «Говорим и показываем», программы прямого эфира РТР «Россия», из программы «Мужчина и женщина» «Первого канала», они у нас просят телефоны героев, они все отслеживают, конечно же, и все региональное телевидение. Поэтому они знают кто я такой, вполне возможно, будет предложение. Поживем, увидим.
Мои пожелания, я хочу, чтобы обучение в Медиа Академии принесло вам результат, конечно же, никакое обучение не поможет, если вы не поймете, что эта профессия ваша, ничего невозможно кроме этого, если вы так думаете - это круто и у вас все получится. Я вам желаю удачи! Спасибо вам!
Гульбахор Хасанова:
- Огромное спасибо, Алексей, за подробный рассказ, за искренность и прямоту в ответах на наши каверзные вопросы.
Алексей Шахматов:
- Надеюсь, вам было не скучно.
Видео версия:
Алматы, февраль, 2017
Из архивов мастер-классов
в Казахстанской Медиа Академии