- Здравствуйте, Сауле Наримановна. Расскажите, пожалуйста, как Вы стали директором школы? Это Ваше призвание?

Здравствуйте! Наверное, банально будет сказано, но все мы проходим через школу, вот я в детстве играла в школу. Для меня примером для подражания был мой учитель химии Дурлештер Исаак Савельевич. Его уроки были настолько интересны и поразительны, что я полюбила этот предмет и захотела быть учителем химии. Так, окончив педагогический институт, и получив специальность учителя химии, я начала свою трудовую деятельность молодым специалистом. Будучи учителем, принимала активное участие в различных конкурсах, занимая призовые места. Таким образом, начался карьерный рост: сначала как заместителя директора по воспитательной работе, затем по учебной работе и в итоге, участие в конкурсе на должность директора школы. Так, успешно пройдя все этапы конкурса, в январе 2014 года была назначена директором общеобразовательной школы № 55, где работаю по сей день.

С тех пор, как я впервые вошла в школу как учитель, дойдя до должности директора школы, прошло много лет. Но я ни на секунду не пожалела о том, что выбрала именно эту профессию. Если мысль сожаления ни разу не приходила в голову учителю, и наоборот, учитель по-настоящему счастлив, испытывая чувство удовлетворения и радости от своего труда, то это его призвание. Я люблю школу и всю её составляющую, а значит – это моё призвание!

 

- Каким, по вашему мнению, должен быть директор школы?

 

  На сегодняшний день директор школы должен быть в первую очередь умелым менеджером и обладать такими качествами как: Открытость, Доступность, Мобильность, Стратегическое мышление, Стрессоустойчивость, Креативность

И всё это только малая часть, которая сразу пришла в голову. Одним словом, обладать широким спектром компетенций и самое главное, быть искренним, гуманным и толерантным, всегда оставаться человеком. Он должен всей душой болеть за школу, заботиться о моральном, психологическом и материальном состоянии школы. Он должен уметь находить общий язык с педагогами и учениками разных возрастов, в какой-то степени, он должен быть психологом. Директор школы должен постоянно саморазвиваться и расти профессионально

- Вы столько сделали в школе: новые учебные кабинеты, оборудование и т.д. Видно, что дети с удовольствием ходят в школу и хотят учиться именно в этой школе. Как рождаются идеи?

Всё, что мы делаем, мы делаем исключительно для детей, для их комфортного и безопасного пребывания в школе. Самое главное, что детям нравится ходить в школу. Нравится учиться в нашей школе, это радует! Идеи рождаются по-разному: зачастую, когда выстраиваешь дальнейшую стратегию развития школы, или, когда планируешь что-то изменить, поменять, обустроить, облагородить и т.д. Иногда идеи приходят мгновенно, после встречи и общения с учениками и их родителями. Такие идеи очень ценны в нашей работе, потому что результат от воплощения таких идей высоко оценивается как учениками, так и родителями

- Что такое подушевое финансирование?

Подушевое финансирование – это новая система финансирования организации образования, которая позволяет разумно расходовать бюджетные деньги на те или иные хозяйственные нужды, материально-техническое оснащение школы. Введение нового механизма финансирования позволяет стимулировать качественную работу педагогов, дифференцировать их заработную плату не от стажа работы, а в зависимости от результатов и многое другое. Подушевое финансирование зависит от количества учащихся в школе. При подушевом финансировании единицей планирования государственных расходов становится не школа, а ее ученик. Таким образом, на переднем плане находятся ученики, их интересы и права на получение качественного образования. Основными принципами подушевого финансирования являются: принцип обеспеченности – когда учитываются все необходимые расходы для обеспечения государственного образовательного стандарта, принцип прозрачности – когда школа заранее знает свой бюджет исходя от контингента учащихся, принцип «самостоятельности» – когда школе предоставляется самостоятельность в расходовании средств, ведь только директору известно, что требуется учебному заведению.


- Как понять, что нужно изменить в первую очередь? Или каким-то другим образом налаживаете обратную связь?

На сегодняшний день, при каждой школе функционирует Попечительский совет, в состав которого входят представители родительской общественности школы и госорганов. Члены Попечительского совета имеют право активно принимать участие при вопросах расходования бюджетных средств. При этом,  действия директора школы  обязательно должны сверяться с мнением общественности и быть открытыми и прозрачными. Таким образом, благодаря активной работе и чуткого отношения членов Попечительского совета к школе, их предложениям и рекомендациям, многое было сделано в нашей школе.

Более того, в целях налаживания обратной связи, нами созданы чаты с родителями по звеньям, в которых обсуждаются наболевшие вопросы и решаются проблемы, если есть таковые

- Кабинет инклюзивного образования – это ново для нас, алмаатинцев. А как к этому отнеслись дети?

Думаю, будет правильным для начала дать определение инклюзивному образованию

Инклюзивное образование – это обучение, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Согласно государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы, к 2025 году 100% школ должны создать условия для инклюзивного образования. Специальным условием для создания инклюзивного образования является без барьерная среда: это не только наличие пандусов, но и наличие визуальной информации для слабослышащих, учебная литература, создание индивидуальных программ для детей с особыми образовательными потребностями. Это все является условиями для того, чтобы обучающийся мог без трудностей осваивать программу.

Когда дети с особенностями находятся в обычной школьной среде, они к ней привыкают. У них появляются товарищи, кто-то начинает опекать, дружить, вместе ходят на уроки, в столовую, устраивают внеурочное общение. Дети друг друга быстро понимают.

Такие дети, которые обучаются в обычной массовой школе, постепенно социализируются, и даже приходят в норму. Но для этого необходимо создать все необходимые условия. В нашей школе обучается 14 детей с особыми образовательными потребностями. В связи с чем, возникла идея создания кабинета инклюзивного образования, в котором детям с ООП было бы комфортно и безопасно, интересно и познавательно в этом кабинете с детьми работают такие специалисты, как логопед, дефектолог, психолог и тьютор. Дети приняли эту новость на «Ура» и с удовольствием занимаются в этом кабинете

- Каким должен быть современный учитель сегодня?

По моему мнению, современный учитель должен быть прежде всего Человеком, высокоморальным, нравственным и глубоко гуманным, обладающим тактичностью, самообладанием, умением слышать и слушать.

Но чтобы стать хорошим специалистом, одних личностных качеств недостаточно. Необходимо иметь и высокую профессиональную подготовку. Сегодня учитель должен владеть современными образовательными технологиями, уметь применять их в профессиональной деятельности, быть в поиске, саморазвиваться и уметь признавать свои ошибки.

Вот уже 7 лет наша школа является базовой школой по духовно-нравственному образованию «Самопознание».  Я как руководитель школы, могу с уверенностью сказать, что наши учителя обладают такими качествами как мудрость, отзывчивость, человечность, умеют вселить уверенность и надежду в ученика, оставаясь при этом профессионалом своего дела

- Как пандемия повлияла на качество образования?

Безусловно, пандемия внесла свои коррективы в образовательный процесс. Возникла необходимость перевести учащихся на дистанционный формат обучения. Единственной альтернативой на тот момент было дистанционное образование. Экстренный переход к нему был связан с массой проблем. Но, как показала практика, несмотря на недостатки и проблемы в работе в первое время, нашли учителя, и ученики справились с поставленной задачей. В этом есть и свои плюсы: это доступ к новым образовательным ресурсам, кроме школьных уроков, это самостоятельность части учеников — в поиске необходимой информации, учителя стали размещать свои уроки в интернете, произошло повышение общей IT-грамотности населения. И, конечно, многие поняли ценность учителя и трудность его профессии. А это очень важно!

- Спасибо, Вам за интересную беседу. Желаем Вашей школе процветания, благодарных учеников и лучших учителей!